Самое
интересное
от Яна Арта
Прежде, чем спорить, давайте считать
Готфрид Вильгельм Лейбниц
Статьи / Я русский бы выучил… Только зачем?

Я русский бы выучил… Только зачем?

Дискуссия об изменении статуса русского языка в русских школах показала: в нашей стране конец света готовы встречать досрочно.

Началось все с обсуждения того, какие предметы оставить обязательными для изучения в старших классах школ «самого читающего народа в мире». Разумеется, литература в список актуальных предметов не вошла: зачем в наш век высоких технологий копаться в пыльных манускриптах. Гугл вместе Гете и Твиттер вместо Твена – вполне достаточно для гармоничной личности.

А заодно прозвучали предложения кастрировать русский язык. Видимо, для того, чтобы в пивнушках во время спортивных матчей горланить «Россия, але-але-але!», достаточно словарного запаса начальной школы. И вообще, зачем портить будущие поколения излишними знаниями? Многие знания – многие печали. А от знания русского языка еще и лишние надписи в лифтах появляются. Непорядок.

Что же нынешние стратеги от образования считают главным для будущих россиян. В список «фундамента будущей личности» вошли четыре пункта. Физкультура, ОБЖ, курс «Россия в глобальном мире» и курс «Индивидуальный проект».

И этот выбор поражает своей лаконичность и неприкрытой, так сказать, откровенностью.

Ну, с физкультурой понятно. Во-первых, надо же готовить своих спортсменов на случай, если нефть закончится и в стране не останется ни одного негра, в честь гола которого можно будет орать вышеупомянутое «Россия, але!». И вообще – без физкультуры гармоничная личность не сможет отстоять свое ОБЖ. Упал – ОБЖался! В здоровом теле – здоровый дух… «На самом деле – одно из двух», - добавил некогда один советский сатирик, но это уже детали. Детишки должны тягать гирю в школе! Дома или в кружках они это делать никак не могут, куда уж. Так что физкультуру отстояли.

Идем дальше. ОБЖ. Что за зверь – человеку моего поколения не понять. Было-было в наше время ГТО, но даже бесцеремонная советская власть не рискнула отменить ради него уроки языка и литературы.

…Выясняется, что ОБЖ - это «Основы безопасности жизнедеятельности». Например: «не суйте пальчик в электрическую розетку – будет бо-бо». Или: «девочки и мальчики, не заходите в лифт с незнакомым дядей, он вас вожделеет». Да… это, конечно, изучать надо с первого по одиннадцатый класс! Важная тема. То-то соседская девочка из моего подъезда со мной никогда не здоровается и пулей вылетает из лифта, если я в него захожу. Видимо, отличница. А в школе ей твердо объяснили: я ее вожделею. Ам!

ОБЖ обязательно надо оставить! Безопасность – наше все! Может быть, даже стоит ввести курс ОГБЖ – основы государственной безопасности жизнедеятельности. Так будет надежнее…

Что там у нас на третье? О, курс «Индивидуальный проект»! Это очень важно. Это раньше несчастных советских детей учили коллективизму и умению работать в команде. Сейчас, конечно, несовременно. Проект обязательно должен быть индивидуальным! Только я чтобы! И чтобы никого! О чем проект-то? Да неважно! Важно, что проект! Мой! Индивидуальный! А на ОБЖ надо спросить, как еще этот проект «запаролировать» – пусть меня научат. Чтобы никто не посмотрел. Потому как если ты в каком-нибудь Повер-Пойнте не знаешь, как состряпать индивидуальный проект – то разве ж это жизнь? Не жизнь. Ошибки, говорите, могут быть, ежели без знания русского языка? А вот и нетушки! Если ошибки, то мне в компьютере эти слова красным подчеркнет. И я исправлю. Методом подбора. Пока жив Билл Гейтс – о чистоте русского языка есть кому позаботиться.

И, наконец, пункт четвертый. «Россия в глобальном мире». Звучит очень патриотично. И столь же цинично. Какая, к чертовой бабушке, Россия в глобальном мире? Без русского языка, без русской литературы, без русской культуры? Какой чертов мерзавец это придумал?

Нация начинается с языка – эту простейшую истину не забывали даже большевики, экспериментировавшие с созданием единого «советского народа». Народ, который забывает свой язык, не спасет никакое ОБЖ. И, несмотря на обилие «индивидуальных проектов», никакой национальный проект в такой ситуации не будет реальным.

Поразительно, сколько копий ломали квасные патриоты по поводу сокращения или исключения русского языка из школьных программ где-нибудь в Эстонии или Латвии. Сколько сарказма еще в советские времена выливалось на головы американцев, которые, мол, в большинстве своем не знают, кто такой Пушкин. И вот тоже самое случилось у нас. И тишина… Нет ни гневных протестов, ни возмущений. И «подлых чухонцев» не в чем уже обвинить. А о процессе против «чиновников-вредителей» не заикаются даже самые завзятые сталинисты. Хотя надо бы…

…Несложно предположить, что современный старшеклассник уже точно не знает, кто такие Писарев или Ключевский. Пушкина знает – он напротив Макдональдса стоит. Голову повесил, позеленел весь от злости. И бормочет, наверное, про себя строки Есенина: «Моя поэзия здесь больше не нужна, да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен».

Может быть, пройдет совсем немного времени, и на Пушкинскую площадь приведут экскурсию каких-нибудь отличников ОБЖ». И повторится старый анекдот. Приходит на площадь экскурсия ворошиловских стрелков. Экскурсовод: «Уважаемые товарищи, это памятник Пушкину». Вопрос из толпы: «Товарищ экскурсовод, а почему памятник Пушкину? Попал-то Дантес…»

В НАСА есть правило: каждый астронавт должен овладеть азами русского разговорного языка. Без этого выход в космос невозможен. Потому что русский язык – один из официальных языков мировой космонавтики. В ООН невозможно провести заседание без синхронных переводов на русский и дублей документов на русском. Вот это – и есть место России в глобальном мире. Вчерашнем, сегодняшнем. А будет ли оно в завтрашнем – решать самой России. Прямо сейчас, верстая школьные программы.

21 февраля 2011


259


Вернуться к списку

Основные курсы и котировки